Бункерные затворы служат для закрывания и открывания выпускных отверстий бункеров и регулирования выходящего потока насыпного груза.
Точность регулирования потока открыванием выпускного отверстия возможна только при хорошо сыпучих материалах [2].
Бункерные затворы должны иметь простую и прочную конструкцию, малые габариты; обеспечивать удобство маневрирования и быстроту действия, плотность закрывания и возможность регулирования потока груза.
По типу привода затворы бывают ручные и механические (электрические, пневматические и гидравлические) с дистанционным управлением. По способу действия затворы разделяют на: отсекающие поток груза (затворы в виде плоской задвижки и секторные) и создающие подпор (лотковые) [2, 3]. Конструктивные исполнения затворов представлены на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Конструктивные схемы затворов:
а, б – задвижки; в – ленточный гусеничный затвор; г – лотковый затвор;
д – односекторный затвор; е – двухсекторный (челюстной); ж, з – наклонный секторный;
и – сдвоенный секторный; к – пальцевый
Классификация затворов:
в виде плоской задвижки (рис. 7.4 а, б) устанавливаются в днище или боковой стенке бункера;
ленточные гусеничные (рис. 7.4, в) открывают или закрывают отверстие передвижением рамы с закрепленной на ней подвижной конвейерной лентой;
секторные (рис. 7.4, д–и) имеют цилиндрическую поверхность и при закрывании или открывании поворачиваются вокруг горизонтальной оси;
челюстные (рис. 7.4, ж, з) с движением сектора вверх или вниз;
пальцевые (рис. 7.4, к), состоящие из поднимающихся и опускающихся рычагов (пальцев), подвешенных на цепях;
лотковые (рис. 7.4, г) регулируют поток груза изменением угла наклона лотка.