Назначение и классификация бункеров
Бункеры представляют собой сосуды большого объема с загрузочными и разгрузочными отверстиями, перекрываемыми задвижками. Бункеры предназначены для приема, временного накапливания, хранения и подачи на транспортные средства насыпных грузов для их дальнейшей переработки [2, 3, 5, 6].
Бункеры загружаются через открытый верх или загрузочные отверстия, разгружаются через отверстия в днище или внизу боковых стенок. Продвижение груза по бункеру и истечение его через отверстия происходят под действием силы тяжести.
Бункеры применяются в установках трех типов:
аккумулирующие – для хранения насыпных грузов, снабжены устройствами для загрузки и разгрузки емкостей; устройствами для измерения массы и др.;
уравнительные – промежуточные емкости для насыпных грузов;
технологические – для временного хранения промежуточных продуктов переработки.
Применение бункеров необходимо в том случае, если сопряженные в едином производственном процессе транспортные и технологические машины работают в разных режимах по времени: одни периодически, другие непрерывно.
Режим времени работы и производительность комплекса объединенных транспортно-технологических машин определяет необходимый объем бункеров для накопления и хранения грузов.
Процессы сводообразования и скорость истечения груза зависят от физико-механических свойств груза, диаметра разгрузочного отверстия и формы бункера.
В табл. 7.1 представлена классификация бункеров.
Таблица 7.1
Классификация бункеров
Бункеры |
Геометрическая форма |
Схема |
||
Тип |
Группа |
Корпуса |
Днища |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прямоугольные |
Пирамидальные, обелисковые |
Пирамида, обелиск |
|
|
Комбинированные призмопирамидальные, призмообелисковые |
Призма |
Пирамида, обелиск |
|
|
Круглые |
Конические |
Конус |
|
|
Цилиндроконические |
Цилиндр |
Конус |
|
|
Корытообразные |
Односкатные треугольные |
Треугольная призма |
|
|
Односкатные трапецеидальные |
Четырехугольная призма |
Треугольная призма |
|
|
Двускатные |
Четырехугольная призма |
Две треугольные призмы |
|
|
Трапецеидальные |
Трапецеидальное корыто |
|
||
Параболические |
Параболическое корыто |
|
||
Комбинированные Трапецеидальные |
Призма |
Трапецеидальное корыто |
|
|
У-образные |
Трапецеидальное корыто с плоским дном и боковой щелью |
|
Форма бункера должна обеспечивать максимальное заполнение и полную разгрузку без образования «мертвых» зон, где происходит задержка груза, и предотвращать возможность сводообразования (зависания) груза над разгрузочными отверстиями, нарушающего режим свободного истечения груза. Угол наклона стенок бункера должен быть на 10–15º больше угла естественного откоса груза для того, чтобы у стенок воронки не образовывалась пассивная зона, в пределах которой груз в начале разгрузки остается неподвижным, затем располагается по углу естественного откоса, а затем скользит вдоль стенок бункера.
Бункеры изготавливают деревянными, металлическими, бетонными, железобетонными. Наибольшее распространение имеют бункеры со стенками из листовой стали и каркасом из профильной стали. Для облегчения движения грузов стенки бункеров внутри выполняют гладкими; при перемещении абразивных грузов стенки бункеров армируют съемными стальными плитами.
Разгрузочные отверстия бункера располагают по центру днища или сбоку с одной или с обеих сторон. Корпус бункера закрепляется сверху за края несущей конструкции.