Способы загрузки и разгрузки
Ковшовые элеваторы классифицируют по способу наполнения и разгрузки ковшей, типу ковшей и их расположению на тяговом элементе. От особенностей процессов наполнения ковшей зависят их форма, расположение на тяговом органе и скорость движения [1, 2].
Загрузка ковшей производится зачерпыванием груза из нижней части кожуха или засыпанием груза в ковши, разгрузка в зависимости от скорости элеватора бывает центробежной, свободной и самотечной направленной (рис. 5.4). Наполнение ковшей зачерпыванием характерно для высокоскоростных ленточных и цепных элеваторов с расставленными ковшами и применяется для мелко- и среднекусковых малоабразивных материалов, при зачерпывании которых при повышенной скорости не возникает значительных сопротивлений.
Непосредственное засыпание в ковши применяется для крупнокусковых абразивных грузов из-за возможности отрыва ковшей и больших сопротивлений движению. Непосредственная загрузка из загрузочного носка в ковши характерна для среднескоростных и тихоходных элеваторов с сомкнутым расположением ковшей.
Центробежная разгрузка характерна для быстроходных элеваторов (1–5 м/с) с расставленными ковшами для транспортирования легкосыпучих грузов. Свободная самотечная (гравитационная) разгрузка применяется для плохо сыпучих или влажных грузов у тихоходных элеваторов при скорости движения ковшей 0,4–0,8 м/с. Свободная направленная (смешанная) разгрузка используется для наклонных и вертикальных тихоходных элеваторов (ленточных и цепных) с сомкнутыми ковшами для транспортирования кусковых, абразивных или хрупких грузов.
Рис. 5.4. Схемы загрузки и разгрузки ковшовых элеваторов:
а – загрузка зачерпыванием, разгрузка под действием центробежной силы;
б – загрузка засыпанием в ковши, разгрузка самотечная направленная;
в – самотечная свободная разгрузка; г – центральная разгрузка
Определение полюсного расстояния. На насыпной груз, находящийся в ковше, при перемещении вокруг приводного барабана (звездочки) действуют сила тяжести G и центробежная сила F (рис. 5.5), а также реакции стенок ковша.
Рис. 5.5. Схема для определения полюсного расстояния ковшового элеватора
На восходящей ветви элеватора ковш движется прямолинейно и равномерно, груз в ковше находится под действием силы тяжести G, при повороте ковша вокруг оси барабана начинает действовать центробежная сила F. Равнодействующая R сил G и F при вращении ковша изменяется по величине и направлению и пересекается с вертикалью, проведенной через центр барабана О, в точке Р – эта точка называется полюсом разгрузки, а расстояние ℓп от нее до точки О – полюсным расстоянием.
Полюсное расстояние определяется по формуле
, (5.1)
где r – расстояние от центра массы насыпного груза до центра барабана, м.
При G = mg
, (5.2)
где m – масса насыпного груза;
g – ускорение свободного падения;
v – окружная скорость точки b (v = ω r).
Для определения полюсного расстояния также используют формулу
ℓп = 895 / n2 , (5.3)
где n – число оборотов барабана (звездочки), мин-1.
При равномерном вращении полюсное расстояние ℓп – величина постоянная при любом положении ковша, она зависит только от частоты вращения барабана.
С увеличением частоты вращения барабана полюсное расстояние уменьшается, центробежная сила возрастает и становится больше силы тяжести. При ℓп ≤ rб (когда полюс находится внутри окружности барабана) (рис. 5.6, в) происходит центробежная разгрузка.
При уменьшении частоты вращения барабана полюсное расстояние увеличивается. При ℓп > rб (когда полюс находится вне окружности) сила тяжести больше центробежной силы, происходит самотечная (гравитационная) разгрузка ковшей (рис. 5.6, а).
При rб < ℓп ≤ rн происходит смешанная (центробежная и гравитационная) разгрузка ковшей (рис. 5.6, б).
У тихоходных элеваторов полюсное расстояние ℓп больше радиуса rн наружных кромок ковшей, у быстроходных – меньше радиуса rб барабана.
Характер разгрузки ковшей определяется не абсолютным значением скорости их движения, а соотношением между этой скоростью и диаметром барабана, т. е. соотношением между полюсным расстоянием и радиусом барабана
Б = ℓп / rб. (5.4)
При небольшой скорости и малом диаметре барабана можно обеспечить центробежную разгрузку ковшей, и наоборот, при большой скорости и увеличенном диаметре барабана разгрузка будет самотечной.
а б в
Рис. 5.6. Схема сил, действующих при самотечной (а),
смешанной (б), центробежной (в) разгрузках
Для высокоскоростного элеватора с центробежной разгрузкой
Б ≤ 1; Dб = 2Бv2 / g ≤ 0,204v2. (5.5)
Для быстроходного элеватора с центробежной и самотечной (смешанной) разгрузкой
Б = 1–4; Dб = (0,205–0,286) v2. (5.6)
Для среднескоростного элеватора с центробежной и самотечной (смешанной) разгрузкой
Б = 1,5–3; Dб = (0,306–0,126) v2. (5.7)
Для тихоходного элеватора с самотечной разгрузкой
Б > 3; Dб ≥ 0,6 v2. (5.8)
Геометрия движения потока груза на разгрузке позволяет конструктивно определить контуры головки кожуха и шаг ковшей на тяговом органе для обеспечения равномерного потока разгружаемого груза без ударов частиц о стенки кожуха, крошения и пыления.
Нории – специальные ковшовые элеваторы для вертикального транспортирования зерна и муки на мукомольных и комбикормовых предприятиях и зернохранилищах, которые имеют специфические конструктивные особенности, их основные параметры обусловлены ГОСТ 10190-70.