Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Системы управления на машиностроительном предприятии - Типовые подходы к построению структур управления

Article Index
Системы управления на машиностроительном предприятии
Виды изделий
Основные надписи
Эксплуатационные документы
Оформление ЭД
Единая система технической документации
Стадии разработки технологической документации
Унифицированная система документации
Система информационно-библиографической документации
Система управления документами
Система показателей качества продукции
Коэффициенты применяемости и повторяемости
Единая система технологической подготовки производства
Технологичность конструкции изделия
Методы сравнения технологических процессов
Надежность в технике
Составляющие надежности
Системы управления в машиностроении
Типовые подходы к построению структур управления
Выбор структуры управления
Виды структур управления
Бригадная структура управления
Принципы построения структур управления
Гибкие производственные системы
Классификация производственных систем
Производительность ГПС
Эффективность работы ГПС
Автоматизированные станочные системы ГПС
Управление на машиностроительном предприятии
Машиностроение: системы автоматизированного проектирования
Машиностроение: техническая подготовка производства
All Pages

Типовые подходы к построению структур управления

 


Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению.

Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый – это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления – иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического. При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии.

Она содержала следующие принципиальные положения:

· четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

· иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

· наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

· дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Органический тип структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.

Главным свойством таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно–целевые, бригадные формы организации управления.