Силы и силовые зависимости
На рисунке 8.5 показано нагружение ветвей ремня в двух случаях: T1= 0 (рисунок 8.5, а) и Т1 > 0 (рисунок 8.5, б). Принятые обозначения: F0 – предварительное натяжение ремня; F1 и F2 – натяжение ведущей и ведомой ветвей в нагруженной передаче;
– окружная сила передачи.
По условию равновесия шкива получим
T1=0,5dl(F1-F2), или F1-F2=Ft. (8.8)
Связь между F0 , F1 и F2 можно установить при следующих условиях.
Геометрическая длина ремня не зависит от нагрузки (формула 8.6) и остается неизменной как в ненагруженной, так и в нагруженной передаче. Следовательно, дополнительная вытяжка ведущей ветви компенсируется равным сокращением ведомой ветви (рисунок 8.5), из которого видно
F1=F0+ΔF, F2=F0-ΔF,
или
F1+F2=2F0. (8.9)
Из равенств (8.8) и (8.9) следует:
. (8.10)
Получили систему двух уравнений с тремя неизвестными: F0, F1, F2. Эти уравнения устанавливают изменение натяжений ведущей и ведомой ветвей в зависимости от нагрузки Ft, но не вскрывают способности передавать эту нагрузку или тяговой способности передачи, которая связана со значением силы трения между ремнем и шкивом. Такая связь установлена Эйлером в виде
. (8.11)
Решая совместно уравнения (8.8) и (8.11) с учетом (8.9), находим:
. (8.12)
Формулы (8.12) устанавливают связь сил натяжения ветвей работающей передачи с нагрузкой Ft и факторами трения f и α. Они позволяют также определить минимально необходимое предварительное натяжение ремня Fo, при котором еще возможна передача заданной нагрузки Ft. Если, то начнется буксование ремня.
Можно установить по формуле (8.12), что увеличение значений f и α благоприятно сказывается на работе передачи. Эти выводы принимаются за основу при создании конструкций клиноременной передачи и передачи с натяжным роликом. В первой передаче использован принцип искусственного повышения трения путем заклинивания ремня в канавках шкива. Во второй – увеличивают угол обхвата α установкой натяжного ролика.
При круговом движении ремня со скоростью v на каждый его элемент, расположенный в пределах угла обхвата, действуют элементарные центробежные силы. Эти силы вызывают дополнительное натяжение Fv во всех сечениях ремня. Это дополнительное натяжение можно определить по формуле
Fv=ρAv2, (8.13)
где ρ – плотность материала ремня; А = bδ – площадь поперечного ремня.
Натяжение Fv ослабляет полезное действие предварительного натяжения Fo. Оно уменьшает силу трения и тем самым понижает нагрузочную способность передачи.
Как показывает практика, влияние центробежных сил на работоспособность передачи существенно только при больших скоростях: v > 20 м/с.
Напряжения в ремне. Наибольшие напряжения создаются в ведущей ветви ремня. Они складываются из и и:
. (8.14)
Учитывая формулу (8.10), напряжение σ1 можно представить в виде
, (8.15)
где
(8.16)
полезное напряжение; – напряжение от предварительного натяжения. Согласно формуле (8.8) полезное напряжение можно представить как разность напряжений ведущей и ведомой ветвей: .
В той части ремня, которая огибает шкив, возникают напряжения изгиба . По закону Гука, = , где – относительное удлинение, Е – модуль упругости.
Относительное удлинение
,
тогда
, (8.17)
где δ – толщина ремня, d – диаметр малого шкива.
Формула (8.17) позволяет сделать вывод, что основным фактором, определяющим значение напряжений изгиба, является отношение толщины ремня к диаметру шкива. Чем меньше это отношение, тем меньше напряжение изгиба в ремне.
Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив
. (8.18)
Эпюра распределения напряжений по длине ремня изображена на рисунке 8.6.
Тяговая способность передачи характеризуется значением максимально допустимой окружной силы F или полезного напряжения
Из формулы (8.12) видно, что допустимое, по условию отсутствия буксования, возрастает с увеличением напряжения от предварительного натяжения σ0:
. (8.19)
Сопоставляя значения различных составляющих суммарного напряжения в ремне и учитывая, что по соображениям компактности в передачах стремятся принимать низкие значения d/δ, можно отметить напряжения изгиба как наибольшие. Часто эти напряжения в несколько раз превышают все другие составляющие суммарного напряжения в ремне.
Рисунок 8.6 – Эпюра распределения напряжений по длине ремня
В отличие от σ0 и σt увеличение σu не способствует повышению тяговой способности передачи. Более того, напряжения изгиба, как периодически изменяющиеся, являются главной причиной усталостного разрушения ремней.