Подача материалов к колошниковому подъему
Применяют три разновидности систем подачи материалов к скиповому подъемнику — с использованием вагон - весов, ленточных конвейеров и через центральные бункера эстакады.
Система подачи с использованием вагон - весов схематично показана на рис. 3.7. По ближайшему к печи пути 1 к коксовым бункерам 12 с помощью перегрузочных вагонов 7 подают кокс (часто вместо них применяют конвейер), по средним путям 2 и 3 в бункера 5 подают прочие материалы от внешних источников снабжения с помощью железнодорожных вагонов 6, имеющих открывающиеся люки и днище и с рудного двора при помощи перегрузочных вагонов 8. Перегрузочные вагоны 7 и 8 (трасферкары) представляют собой самоходный, управляемый машинистом вагон с бункером, имеющим снизу две створки, открываемые с помощью электро- или пневмопривода. Рудный вагон имеет бункер емкостью 30 м3, коксовый — 60 м3 и одну открываемую створку. Путь 4, расположенный на консоли эстакады над рудным двором, служит для разгрузки вагонов 17 на рудный двор.
Рис. 3.7 Схема подачи материалов к скиповому подъемнику с помощью вагон - весов
Под бункерами 5, оборудованными барабанными затворами 18 для выдачи материалов, проложен вдоль эстакады рельсовый путь для движения вагон - весов 9. Вагон - весы предназначены для набора, взвешивания, транспортировки материалов (кроме кокса) от бункеров к скиповой яме и разгрузки их в скипы. Вагон - весы — это самоходный электровагон грузоподъемностью 30 или 40 т. с двумя бункерами (карманами), имеющими днища в виде открываемых пневмоприводом створок. Вагон оборудован весами, позволяющими контролировать количество набираемых в карманы материалов. Вагон останавливают под определенным бункером 5, после чего имеющийся на вагоне специальный выдвижной механизм приводит во вращение барабанный затвор 18 бункера, обеспечивая тем самым выдачу материалов в карман вагон - весов. Далее вагон движется к скиповой яме, останавливается и выгружает материалы из карманов в скип 11 через направляющий лоток 10.
Кокс из расположенных над скиповой ямой бункеров 12 выдают путем включения грохота-питателя 13. При движении по нему кокса происходит отсев мелочи; крупные куски с грохота поступают в воронку - весы 14, откуда дозированная порция попадает в скип. Коксовая мелочь попадает в бункер 15 с затвором, а из него в скип 16 подъемника коксовой мелочи, выдающий мелочь в сборный бункер (на схеме не показан), откуда ее вагонами отправляют на аглофабрику.
Система набора и подачи материалов с помощью вагон - весов обладает рядом существенных недостатков: ограниченная производительность в связи с наличием холостых пробегов, ожиданий скипа, длительным набором материалов; невозможен отсев мелочи агломерата и других материалов; трудность автоматизации работы вагон - весов; значительное пылевыделение при (выдаче материалов из бункеров (особенно при выдаче агломерата и кокса сухого тушения); напряженные условия работы машиниста. Поэтому для вновь сооружаемых больших печей вагон - весы не применяют. В существующих цехах они используются на печах объемом 1719 м3 и менее. При реконструкциях осуществляется замена их конвейерной системой подачи. Однако, и в этом случае организовать отсев мелких фракций рудных материалов не удается: габаритные размеры подбункерного помещения не позволяют установить грохоты и оборудование для уборки мелочи.
Системы с конвейерной подачей к скиповому подъемнику. Схема одной из подобных систем, разработанной для доменной печи объемом 2002 м3, показана на рис. 3.8. В бункерных эстакадах подобных систем бункера могут располагаться в одном или два ряда; материалы в них подают конвейерами или совместно конвейерами и вагонами. В рассматриваемой системе 20 бункеров эстакады расположены в один ряд по 10 бункеров с каждой стороны скиповой ямы, т. е. созданы две самостоятельные линии, подачи материалов. Агломерат из бункеров А с помощью элактровибрационных грохотов-питателей 3, отсеивающих мелочь, подается на пластинчатый конвейер 4, которым его транспортируют к скиповой яме, и посредством перекидного лотка 5 загружают в одну из двух весовых воронок 16. Для корректировки массы агломерата над скиповой ямой расположены два бункера довеса 6, из которых материал добавляют в весовые воронки малыми порциями. Отвешенную порцию материалов высыпают в скипы 14, открывая: затвор весовой воронки 16.
Рис. 3.8 Схема системы конвейерной подачи шихты к скиповому подъемнику
Отсеянная грохотом мелочь агломерата попадает на конвейер 2 и по нему в бункер мелочи, из которого скиповым подъемником 1 выдается в вагоны для отправки на аглофабрику для повторного спекания. Добавки (железная, марганцевая руда и известняк) через электровибрационные питатели 8 поступают в весовые воронки 10 и далее по конвейеру, через перекидной лоток 12 в промежуточный бункер 15, из которого их загружают в скип с агломератом.
Подачу в скипы кокса производят так же, как и в системе с вагон - весами. Из расположенного над скиповой ямой бункера 7 кокс с помощью электровибрационного грохота-питателя 11, отсеивающего мелочь, поступает в весовую воронку 13 и далее в скип. Мелочь кокса через бункер 18 скиповым подъемником 17 выдают в вагоны для отправки на аглофабрику. Работа системы автоматизирована. Недостатками подобных систем считают большое число бункеров и обслуживающих их механизмов и большое число точек пыления.
Система подачи материалов к скиповому подъемнику через центральные бункера (рис. 3.9) разработана в последние годы и применяется на печах объемом 3200 м3. Эта система является более совершенной, чем две предыдущие, так как обеспечивает загрузку большей части шихты (агломерата и кокса) в скипы непосредственно из расположенных над ними бункеров, позволяя исключить конвейеры подачи агломерата. Эти располагаемые в центре эстакады бункера должны иметь большой объем, чтобы вместить требуемый запас материалов.
Скиповый подъемник при этом делают с раздвоенным наклонным мостом, план такого подъемника показан на рис. 3.9. По каждой из двух сходящихся у доменной печи 17 ветвей 18а и 18б моста передвигается один скип (соответственно 9а и 9б). Под ветвями раздвоенного моста сооружают две скиповые ямы на удалении друг от друга, что позволяет размещать над ними бункера большого объема. Предпочтительным является также применение конвейерной доставки материалов на бункерную эстакаду, поскольку конвейерная система в отличие от рельсовой не ограничивает высоту эстакады, позволяя сооружать бункера большой высоты и объема, без чрезмерного заглубления скиповых ям.
Рис. 3.9 Схема системы подачи материалов к скиповому подъемнику через центральные бункера
Как следует из рис. 3.8, над каждой скиповой ямой установлено по два бункера для кокса и агломерата. У торцов центральных бункеров (справа и слева) расположены по два бункера для добавок и один резервный для агломерата, из которых материалы в скипы подают конвейерами.
Материалы на бункерную эстакаду подают конвейерами 13 и распределяют по бункерам реверсивными передвижными конвейерами 14.
Система загрузки скипов состоит из двух одинаковых независимых линий, каждая из которых подает материалы к одному из скипов. Кокс из бункеров К вибрационными грохотами 12, отсеивающими мелочь, подают в весовые воронки 8 и далее по наклонному желобу (течке) 10 в скип 9 а. Аналогичным образом подают в скип агломерат из бункеров А (вибрационными грохотами 12, отсеивающими мелкие фракции, и далее через весовую воронку 5 и течку 7). Отсеянная грохотами 12 мелочь кокса и агломерата попадает в течки-бункера 15 и далее с помощью специальных скипов 16 или конвейеров (на рис. не показаны) выдается в вагоны для отправки на аглофабрику.
Добавки из бункеров Д электровибрационными питателями 1 подают в весовые воронки 2 добавок и затем на конвейер 3, транспортирующий их в весовую воронку 5 агломерата. Агломерат из резервных бункеров А после грохотов 4 подают конвейером 3 в весовую воронку 5. Весовые воронки для кокса и агломерата снабжены весопроверочными устройствами 6 и 11. Работа системы автоматизирована.