Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Технология конструкционных материалов: технологичность конструкций литых деталей, технология обработки давлением - Прокат и его производство

Article Index
Технология конструкционных материалов: технологичность конструкций литых деталей, технология обработки давлением
Литье в оболочковые формы
Литье по выплавляемым моделям
Литье в металлические формы
Особенности изготовления отливок из различных сплавов
Изготовление отливок непрерывным литьем
Методы обнаружения и исправления дефектов
Технологичность конструкций литых форм
Отливки, изготовляемые литьем в песчаные формы
Основные положения к выбору способа литья
Технология обработки давлением
Закономерности обработки давлением
Технологические испытания
Прокат и его производство
Технологический процесс прокатки
Правка проката
All Pages

 

Прокат и его производство


Прокатка – это способ обработки пластическим деформированием – наиболее распространенный. Прокатке подвергают до 90 % всей выплавляемой стали и большую часть цветных металлов. Способ зародился в XVIII веке и, претерпев значительное развитие, достиг высокого совершенства.

Сущность процесса: заготовка обжимается (сдавливается), проходя в зазор между вращающимися валками, при этом, она уменьшается в сво¨м поперечном сечении и увеличивается в длину. Форма поперечного сечения называется профилем.

Процесс прокатки обеспечивается силами трения между вращающимся инструментом и заготовкой, благодаря которым заготовка перемещается в зазоре между валками, одновременно деформируясь. В момент захвата металла со стороны каждого валка действуют на металл две силы: нормальная сила clip_image064и касательная сила трения clip_image065(рис. 10.1).

clip_image066

Рис. 10.1. Схема сил, действующих при прокатке

Угол clip_image060[1]– угол захвата, дуга, по которой валок соприкасается с прокатываемым металлом – дуга захвата, а объ¨м металла между дугами захвата – очаг деформации.

Возможность осуществления прокатки определяется условием захвата металла валками или соотношением clip_image067,

где:clip_image068– втягивающая сила - проекция силы трения clip_image065[1]на горизонтальную ось;clip_image069– выталкивающая сила – проекция нормальной реакции валков clip_image064[1]на горизонтальную ось.

При этом условии результирующая сила будет направлена в сторону движения металла.

Условие захвата металла можно выразить: clip_image070

Выразив силу трения clip_image065[2]через нормальную силу clip_image064[2]и коэффициент трения clip_image049[1]:clip_image071, и, подставив это выражение в условие захвата, получим:

clip_image072или clip_image073.

Таким образом, для захвата металла валками необходимо, чтобы коэффициент трения между валками и заготовкой был больше тангенса угла захвата.

Коэффициент трения можно увеличить применением насечки на валках.

При прокатке стали clip_image060[2]= 20…25 0, при горячей прокатке листов и полос из цветных металлов – clip_image060[3]= 12…15 0, при холодной прокатке листов – clip_image060[4]= 2…10 0.

Степень деформации характеризуется показателями:

– абсолютное обжатие: clip_image074(clip_image075 – начальная и конечная высоты заготовки);

относительное обжатие: clip_image076

Площадь поперечного сечения заготовки всегда уменьшается. Поэтому для определения деформации (особенно когда обжатие по сечению различно) используют показатель, называемый вытяжкой (коэффициентом вытяжки).

clip_image077

где: clip_image078– первоначальные длина и площадь поперечного сечения, clip_image079– те же величины после прокатки.

Вытяжка обычно составляет 1,1…1,6 за проход, но может быть и больше.

Способы прокатки

Когда требуется высокая прочность и пластичность, применяют заготовки из сортового или специального проката. В процессе прокатки литые заготовки подвергают многократному обжатию в валках прокатных станов, в результате чего повышается плотность материала за сч¨т залечивания литейных дефектов, пористости, микротрещин. Это придает заготовкам из проката высокую прочность и герметичность при небольшой их толщине.

Существуют три основных способа прокатки, имеющих определенное отличие по характеру выполнения деформации: продольная, поперечная, поперечно – винтовая (рис.10.2).

clip_image080

Рис. 10.2. Схемы основных видов прокатки:

а – продольная; б – поперечная; в – поперечно – винтовая

При продольной прокатке деформация осуществляется между вращающимися в разные стороны валками (рис.10.2 а). Заготовка втягивается в зазор между валками за счет сил трения. Этим способом изготавливается около 90 % проката: весь листовой и профильный прокат.

Поперечная прокатка (рис. 10.2.б). Оси прокатных валков и обрабатываемого тела параллельны или пересекаются под небольшим углом. Оба валка вращаются в одном направлении, а заготовка круглого сечения – в противоположном.

В процессе поперечной прокатки обрабатываемое тело удерживается в валках с помощью специального приспособления. Обжатие заготовки по диаметру и придание ей требуемой формы сечения обеспечивается профилировкой валков и изменением расстояния между ними. Данным способом производят специальные периодические профили, изделия представляющие тела вращения – шары, оси, шестерни.

Поперечно – винтовая прокатка (рис. 10.2.в). Валки, вращающиеся в одну сторону, установлены под углом друг другу. Прокатываемый металл получает ещ¨ и поступательное движение. В результате сложения этих движений каждая точка заготовки движется по винтовой линии. Применяется для получения пустотелых трубных заготовок.

В качестве инструмента для прокатки применяют валки прокатные, конструкция которых представлена на рис. 10.3. В зависимости от прокатываемого профиля валки могут быть гладкими (рис.10.3.а), применяемыми для прокатки листов, лент и т.п. и калиброванными (ручьевыми) (рис. 10.3.б) для получения сортового проката.

Ручей – профиль на боковой поверхности валка. Промежутки между ручьями называются буртами. Совокупность двух ручьев образует полость, называемую калибром, каждая пара валков образует несколько калибров. Система последовательно расположенных калибров, обеспечивающая получение требуемого профиля заданных размеров называется калибровкой.

clip_image081

Рис. 10.3. Прокатные валки: а – гладкий ; б – калиброванный

Валки состоят из рабочей части – бочки 1, шеек 2 и трефы 3.

Шейки валков вращаются в подшипниках, которые, у одного из валков, могут перемещаться специальным нажимным механизмом для изменения расстояния между валками и регулирования взаимного расположения осей.

Трефа предназначена для соединения валка с муфтой или шпинделем.

Используются роликовые подшипники с низким коэффициентом трения, clip_image049[2]= 0,003…0,005, что обеспечивает большой срок службы.